Миома. Распознать. Не допустить.

Миома – что это и почему?

Миома матки – доброкачественная, весьма разнообразная и, как правило, множественная опухоль, растущая в матке. Несмотря на результаты многочисленных исследований, до сих пор не существует общепринятого мнения в отношении причин и механизмов развития миомы матки. Наиболее изученной и общепризнанной теорией является гормональная, связывающая возникновение миомы матки с абсолютным или относительным преобладанием у женщины гормонов эстрогенов. Этим объясняется отсутствие случаев миомы матки до периода полового созревания и регресс опухоли в постменопаузе. Вместе с тем, существует также другая теория, согласно которой миома матки является не опухолью, а избыточным разрастанием клеток предшественников и развивается на фоне нормального менструального цикла. Сторонники этой теории утверждают, что этот процесс возникает в связи с повреждающими факторами, которыми могут служить воспалительный процесс, травматическое воздействие, например вследствие медицинских манипуляций. Некоторые считают, что дефекты клеток могут возникнуть при внутриутробном формировании матки.

Миома – опасный возраст.

Миома матки является самым частым заболеванием у женщин репродуктивного возраста (10-30%). Среди женщин при профилактических осмотрах впервые миома матки выявляется у 5%, а среди гинекологических больных до 35%.

Миома матки значительно реже встречается в молодом возрасте (до 20-30 лет). Чаще всего это так называемая наследственная миома, когда у матери, близких родственниц тоже имелось это заболевание. Рост частоты миомы возникает после 30 лет, а пик заболеваемости приходится на 35-45 лет. Для дальнейшего развития и роста узлов опухоли требуется дальнейшее накопление неблагоприятных факторов (отсутствие родов к 30 годам, аборты, неправильная контрацепция, воспалительные заболевания женских половых органов, стрессы, солнечная инсоляция, образование кист яичников и др.). На 44-45 лет приходится самая высокая частота оперативных вмешательств, показанием к которым является быстрый рост миомы, ее большие размеры или сочетание миомы с другой патологией. Каждая миома матки является множественной.
Обычно миома классифицируется:

I. По расположению:
  • миома тела матки;
  • миома шейки матки.
  • II. По форме роста:
  • интерстициальная (межмышечная) – узел в толще матки;
  • субмукозная (подслизистая) – рост узла в полости матки;
  • субсерозная (подбрюшинная) – рост узла в брюшную полость;
  • смешанная (сочетание двух, трех форм роста).

Миома – симптомы и последствия.

Нередко миома протекает бессимптомно. Однако, больные чаще предъявляют жалобы на боли, кровотечения, нарушения функций соседних органов, бесплодие. Кровотечения при миоме матки чаще бывает циклическими, т.е. менструации удлиняются, усиливаются, становятся болезненными. Иногда кровотечения могут возникать в межменструальный период. Если кровотечения бывают длительными, то могут привести к возникновению анемии. Боли при миоме обычно связаны со сдавлением нервных сплетений. Нарушение функций соседних органов (мочевого пузыря, мочеточников, кишечника) обычно связаны с их сдавливанием и изменением нормального положения. Бесплодие при миоме может быть обусловлено гормональным расстройствами и сдавлением труб в области углов матки. Однако нередко у больных с миомой матки наступает беременность, что создает дополнительные трудности при диагностике и лечении.

Осложнения миомы часто возникают при подслизистых и подбрюшинных узлах. В первом случае могут развиться кровотечения и «рождение» узла, а во втором перекручивание ножки и некроз. Некрозу могут подвергаться и межмышечные узлы, что может привести к перитониту. Редко (до 1%) возможно злокачественное перерождение миомы (саркома матки).

Миома – диагностика и лечение.

Диагноз миомы матки выставляется в ходе осмотра гинекологом. Для того, чтобы подтвердить диагноз врач назначает женщине УЗИ. С помощью этого исследования выявляют размер миомы, ее локализацию, степень кровоснабжения (обычно активно кровоснабжающиеся узлы имеют тенденцию к быстрому росту).

Тактика лечения больных с миомой матки зависит от локализации, размеров, темпа роста, возраста пациентки, ее гормонального статуса и ее желания (нежелания) беременеть. Все это говорит об индивидуальном прогнозе и индивидуальном составлении плана лечения для каждой больной.

Существуют общие принципы современной тактики ведения этих больных. Прежде всего, выясняется, нет ли показаний к хирургическому лечению: обычно это большие размеры миоматозно измененной матки, подслизистый и шеечный узлы, быстрый рост или наличие изменений в узлах, сдавление соседних органов. Традиционные хирургические вмешательства делятся на операции с удалением матки и консервативные операции (при которых удаляются только миоматозные узлы). В настоящее время появились манипуляции, которые условно относят к хирургическим: это эмболизация маточных артерий и ультразвуковая аблация. В первом случае производится введение препарата, который закупоривает сосуды, питающие миомы, после чего узлы уменьшаются. Во втором случае на миоматозный узел воздействует ультразвук, который разрушает этот узел. Метод ультразвуковой аблации пока не получил широкого распространения.

При отсутствии показаний к оперативному лечению обязательно проводится консервативная терапия. Больные миомой матки не должны пассивно наблюдаться до появления показаний к операции. Основная цель консервативного лечения – затормозить рост опухоли. Лечение должно проводиться до самой менопаузы, когда миома уменьшается. Консервативное лечение миомы матки включает в себя диетотерапию, фитотерапию, некоторые физиотерапевтические процедуры, витаминотерапию. Наиболее успешно профилактика роста миоматозных узлов достигается использованием гормональных контрацептивов и внутриматочной гормональной системой Мирена.

Миома – профилактика. Не допустить развития.

Профилактика миомы матки кроме общих рекомендаций (соблюдение здорового образа жизни, планирование семьи, исключение абортов, своевременная коррекция гормональных нарушений, лечение гинекологических заболеваний) для больных с миомой матки существую специфические советы. К ним относятся:
1.  Своевременная, в отношении возраста, наступление беременности и родов : важно осуществить репродуктивную функцию до 27-35 летнего возраста.
2.  При наступлении беременности сохранять ее (с учетом противопоказаний). При наличии наследственной миомы матки, которая развивается на 5-10 лет раньше этот совет особенно актуален.
3.  Грудное вскармливание не менее 6 месяцев предупреждает дальнейшее развитие миомы матки.
4.  Следует избегать чрезмерного солнечного облучения, повышенных температурных воздействий (бани, сауны), особенно после 30 лет. Таким образом, в основе профилактики этого самого распространенного заболевания должны лежать здоровый образ жизни и сохранение женского здоровья.

Автор публикации, врач:  Братчикова Ирина Станиславовна