«Все болезни от нервов?»

Мы часто слышим: «Все болезни от нервов». Какие это болезни? Как это происходит? Почему? Давайте разбираться!
Я хочу Вам немного рассказать о том, что такое психосоматика, и какие явления и заболевания можно отнести к психосоматическим.
Психосоматика (от греческого psyche – душа и греческого soma – тело) изучает связь между душой и телом.
В медицине и психологии накоплено огромное количество фактов, подтверждающих, что душевное состояние человека самым непосредственным образом сказывается на его физическом самочувствии. Всестороннее изучение этого влияния и стало предметом психосоматики.
В современном цивилизованном обществе нормы социального общежития защищают человека от острых стрессов. Однако за это ему приходится платить хроническим стрессом, то есть постоянным внутренним напряжением при попытках сдержать свои желания и чувства. Печаль, не выплаканная слезами, заставляет «плакать» другие органы. Наиболее значимыми факторами для развития психосоматических расстройств имеет накопление переживаний связанных с неуспеом, неудачами, чувством собственной несостоятельности, потерями, ожиданием неизбежного возмездия или наступления неприятных последствий какого-либо поступка.

Исследованиями многократно подтверждено, что у сдающих экзамен студентов, запасных игроков или азартных болельщиков во время футбольного матча часто обнаруживается сахар в моче. Физиолог У.Кэннон еще в 1926 году выяснил, что гнев и страх, переживаемые нами, возбуждают гипоталамус, который стимулирует надпочечники. В состоянии гнева наши надпочечники вырабатывают адреналин, который образно называют «гормоном льва», а при переживании страха – норадреналин, «гормон кролика». Чтобы обеспечить себя энергией для нападения или бегства, в кровь усиленно выделяется сахар. Чтобы кровь обильнее поступала к мышцам, повышается давление крови и учащается сердцебиение.
Но если необходимость в мобилизации сохраняется длительное время, наши защитные механизмы все время остаются активны. Естественно, что со временем они истощаются, вызывая органические нарушения затронутых органов и систем.
Отличительной особенностью психосоматических симптомов является то, что чаще всего они появляются или усиливаются при волнении, а исчезают во сне, имеют особую устойчивость при медикаментозном лечении и выраженную тенденцию к хронизации.
В настоящее время роль определенных неотреагированных эмоций в развитии психосоматических расстройств общепризнанна Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Например, при некоторых видах гипертонии, повышенное кровяное давление сохраняется под влиянием сдерживаемых эмоций, никогда не высвобождаемых полностью. Невыраженные эмоции оказывают заметное влияние на саморегуляцию организма, например углеводноый обмен при сахарном диабете. Хроническое повышенное мышечное напряжение, вызванное длительными сдерживаемыми агрессивными импульсами, оказывается патогенным фактором при ревматоидном артрите. Воздействие этого типа эмоций на эндокринные функции можно наблюдать при тиреотоксикозе и т.дРаньше к психосоматическим заболеваниям в первую очередь относили: гипертонию, астму, нейродермиты, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, диабет, мигрень, тиреотоксикоз, артриты. В настоящее время, этот список значительно расширился (более 100 заболеваний).

Какие же телесные симптомы относят к психосоматическим?
Выделяют следующие классы расстройств:
Невротические, связанные со стрессом расстройства. Здесь есть несколько вариантов:
тревога и страх, которые сопровождаются телесными симптомами: сердцебиение, тремор, дискомфорт или боли за грудиной, приступы удушья, онемение конечностей, озноб, жар и др.;
панические атаки – внезапные приступы тревоги чрезвычайной интенсивности, например связанные со страхом смерти;
а также расстройства, когда внутренняя психологическая проблема проецируется (отражается и проявляется) на наше тело и выражается его языком. Симптомы могут быть любыми, в любой части тела, но они всегда связаны с внутриличностным конфликтом. Такие симптомы не поддаются медикаментозному лечению и не имеют под собой органической основы (т.е. органических повреждений нет).
Вегетоневрозы, или неврозы органов – это большой класс функциональных расстройств, возникающих в ответ на стресс. Термин «функциональный» означает, что нарушается именно функция органа притом, что патологических изменений в его строении нет. Поэтому при медицинских обследованиях и сдаче анализов выходит, что человек здоров. Однако его страдание, конечно, реально. Такие расстройства часто встречаются, например, в сексуальной сфере.
Болезни психосоматической специфичности – болезни с органическим поражением телесных систем, вызванные психологическими факторами. Таковыми считаются язвы желудочно-кишечного тракта, гипертония, астма, псориаз, аритмия, ревматоидный артрит, сахарный диабет и др.
Вторичные – телесные нарушения, вызванные психологическими причинами. Они возникают у больных, уже страдающих тем или иным заболеванием непсихологической природы. Т.е. это реакция организма на внешний стресс с учетом «основного» заболевания.

В психологии и медицине существуют различные теории, объясняющие, как возникают психосоматические нарушения. Общим для всех теорий является признание ведущей роли эмоций – страха, чувства вины, гнева, чувства беспомощности и беззащитности и др., которые в большинстве случаев человеком даже не осознаются. Поэтому при лечении подобных заболеваний медикаменты часто оказываются в той или иной степени бессильны. В этом случае выявление и проработка истинных причин в процессе психотерапевтической работы может обеспечить полное выздоровление и возврат к активной и наполненной жизни.