Иммунитет ребенка: нужно стимулировать?!

Насколько часто ребенок болеет инфекционными заболеваниями зависит от разнообразия патогенных микроорганизмов и от общего состояния иммунной системы. В последнее время возрастает большой интерес к средствам, воздействующим именно на иммунитет – врожденную и приобретенную систему защиты организма, – иммуномодуляторам.

Давайте посчитаем

Зачастую на приеме врач слышит «у моего ребенка слабый иммунитет» или гораздо категоричнее «у малыша совсем нет иммунитета, он все время болеет». Однако мы постоянно контактируем с миллионами вирусов и бактерий, но не заболеваем каждый день! Это наглядный пример для любого родителя, что у ребенка есть иммунитет. Другое дело – реакция на внешние факторы не такая, какая должна быть. Чтобы понять, насколько иммунитет силен, Всемирная организация здравоохранения ввела критерий: ребенок может болеть легкими простудными заболеваниями до 6-8 раз в год с небольшим повышением температуры и без осложнений.

Иммунодефицит – повышенная восприимчивость к инфекциям

Показатель хорошего иммунитета – то, как протекает вирусное заболевание, отсутствие осложнений. Порой ребенок с температурой выше 37С бегает и резвится – значит, иммунная система справляется. А может один раз «подхватить» ОРИ и «заработать» серьезные проблемы – пневмонию, миокардит, бронхит, отит. Именно возникающие осложнения – характерный признак того, что иммунная система ослаблена и не способна противостоять инфекциям. Вот тогда нужно ставить вопрос о том, чтобы проводить обследование, применять иммуномодулирующие препараты.

Проверка здоровья

Чтобы понять, где слабое звено в организме ребенка, лучше всего пройти комплексную диагностику всего организма и, в частности, состояния иммунной системы. В Сити-Клиник есть специальные программы обследования – детский Check-Up и иммунный статус. Когда после ряда обследований и консультаций специалистов врач-педиатр получает полную картину здоровья ребенка, а аллерголог-иммунолог дает оценку состояния иммунитета. Такой мониторинг организма позволяет понять, в каком направлении проводить лечение и как сделать его максимально эффективным.

Три кита иммунитета

Самое первое и важное – «здоровый» образ жизни. Полноценное, сбалансированное питание, физическая активность. Именно активизация собственных сил организма лежит в основе иммунитета. Физические нагрузки – это хорошее кроветворение и питание тканей, которым соответствует нормальное состояние слизистой и кожных покровов, являющихся частью иммунной системы. Важность полноценного питания тоже известна всем. К примеру, большинство структур иммунной системы белковой природы, поэтому если ребенок отказывается от мяса, он обязательно должен получать его в другой форме: бобовые, молочные продукты, рыба.

Второй момент – вакцинация и профилактические осмотры педиатра. Почему врачи рекомендуют прививаться? Так как зачастую опасно не само заболевание, сколько его последствия – тяжелые осложнения, с которыми порой невозможно справиться. Иммунизация – это значительный шаг к снижению болезней и формированию иммунитета у ребенка.

Третий компонент воздействия – медикаменты-иммуномодуляторы. Их применение считается современным и эффективным методом восстановления работы иммунитета. С одной стороны, есть соблазн назначить побольше препаратов при банальной простуде для повышения эффективности терапии. На фоне иммуномодуляторов, например, ОРИ может пройти вдвое быстрее. Но нет таких препаратов, которые, как снайперская пуля, действовали бы изолированно и точно только на конкретное звено иммунитета. Используя их, нужно помнить об этом. Ведь иммунная система – это динамическая структура, где все компоненты взаимосвязаны. Вопросы о необходимости применения иммуномодуляторов поможет разрешить врач аллерголог-иммунолог.

Если ребенок не относится к группе часто и длительно болеющих, не нужно дополнительно стимулировать его иммунитет. Иммунная система адекватно справляется и будет справляться дальше, если вести здоровый образ жизни, вакцинироваться, вовремя лечить у специалиста обычную простуду. При простуде (респираторной инфекции) показаны этиотропные, симптоматические препараты в сочетании с поливитаминами и физиотерапевтическими процедурами.

Записаться на первичный прием и получить консультацию по вопросам оценки и укрепления иммунитета, вакцинации можно на нашем сайте или по телефону 8-800-500-22-33 звонок по России бесплатный.

Автор публикации, врач:  Петренко Сергей Григорьевич