Токсоплазмоз – скрытая угроза?

Токсоплазмоз представляет актуальную проблему современной инфекционной патологии.

Актуальность проблемы хронического приобретённого токсоплазмоза обусловлена не только широкой распространённостью инвазии, связанной с простыми путями передачи инфекции, но и весьма ограниченными возможностями клинической диагностики. Большинство исследователей отмечают трудности в клинической диагностике хронического приобретённого токсоплазмоза в связи с отсутствием патогномоничных симптомов и полиморфизма клинических проявлений. Немаловажно, также отсутствие у большей части врачей чёткого представления о своеобразии патогенеза этой патологии, особенностях диагностических и лечебных подходов, позволяющих избегать гипо- или гипердиагностику, а, следовательно, отказа от терапии или назначения необоснованного лечения, что вызывает неблагоприятные последствия.

В настоящее время прояснены многие особенности эпидемиологии и патогенеза токсоплазмоза. Тем не менее, сохраняется ряд спорных и неоднозначно решаемых вопросов в области диагностики и лечения его хронических и латентных форм. Малоспецифичная клиническая симптоматика токсоплазмоза существенно затрудняет диагностику обострения хронических форм заболевания. Принципиальную важность диагностика обострений токсоплазмоза приобретает во время беременности. Активация хронического приобретенного токсоплазмоза, происходящая у беременных со сниженным иммунным фоном, может оказывать неблагоприятное влияние на течение беременности и родов и требует своевременного медицинского вмешательства и наблюдения, в то время, как широко распространённое носительство токсоплазмоза или латентное течение процесса не нуждается в проведении лечения (Л.А.Колесникова-Тартынских, 1998; И.П.Терещенко и соавт., 2006). До настоящего времени отсутствуют достаточно надежные лабораторные критерии специфической диагностики обострения хронического токсоплазмоза, а его клинические проявления на фоне беременности могут быть малотипичными и стертыми.

Так, основным методом лабораторной диагностики являются серологические методы (ИФА, РНИФ). Однако, данные серологической диагностики не позволяют достоверно диагностировать обострение процесса и оценить эффективность лечения (В.В.Васильев, 2003). Сложившаяся ситуация требует пересмотра и систематизации диагностики токсоплазмоза в зависимости от периода заболевания и применяемых схем лечения.

Недостаточная разработка вопросов патогенеза, диагностики, прогнозирования и лечения токсоплазмоза заставляет искать подходы к решению этих проблем. В настоящее время раскрыты многие особенности эпидемиологии и патогенеза токсоплазмоза. Тем не менее, сохраняется ряд спорных и неоднозначно решаемых вопросов и подходов к диагностике и коррекции лечения приобретённого токсоплазмоза. Ведётся поиск новых лабораторных критериев диагностики токсоплазмоза.

Нами определено, что чувствительными критериями активности и прогноза течения инфекционного и паразитарного процесса являются цитохимические показатели лейкоцитов. Не претендуя на специфичность в диагностике, данные показатели рассматривались в контексте общих клинических проявлений и позволяли оценить эффективность лечения.

Автор публикации, врач: