Помощь психотерапевта: проверяем готовность к школе
Ваш ребенок в этом году станет первоклашкой?
Уверены ли вы, что он готов к этому важному событию?
Часто можно услышать из уст родителей: «Он (или она) у меня такой большой, уже и читать, и считать умеет, а вы говорите, что в школу рано!» А ребенок, несмотря на свои приобретенные еще до обучения в школе навыки, не успевает за темпом работы класса, не может спокойно сидеть на уроке, не выполняет задания учителя...
Учиться никогда не поздно
Принято различать физическую и психологическую готовность. И если с термином «физическая готовность» все знакомы достаточно хорошо, то определение психологической готовности ребенка вызывает затруднение и ряд вопросов у многих родителей.
Итак, психологическая готовность ребенка к обучению в школе – это сложное многокомпонентное понятие, которое охватывает все стороны детской психики и включает в себя три основных аспекта:
- Мотивационный
- Личностный
- Интеллектуальный.
Что скрывается за каждым из них?
- Первый, мотивационнный аспект – это желание ребенка идти в школу. И не просто идти, а именно за знаниями.
- Второй, личностный аспект, в свою очередь, подразделяется на два компонента: эмоциональный и социальный.
Эмоциональный компонент, или, иначе, эмоциональная зрелость, заключается в уменьшении импульсивных реакций и способности достаточное время выполнять задания учителя – возможно, даже не слишком интересные для ребенка.
Социальный компонент – это так называемая социальная позиция школьника. Она считается сформированной лишь в том случае, когда ребенок испытывает потребность в общении со сверстниками, умеет подчинить свое поведение законам коллектива, способен исполнять роль ученика.
- Третий, интеллектуальный аспект, или интеллектуальная зрелость, подразумевает развитость таких психический функций, как восприятие, внимание, память, интеллект, а также речи и моторики.
Решение есть всегда
Все перечисленные аспекты: и мотивационный, и личностный, и интеллектуальный – тесно взаимосвязаны. Отставание в одном из них может повлечь за собой отставание и в развитии других аспектов готовности, неблагоприятно отразиться на успеваемости ребенка, на формировании его личности.
Прием психотерапевта
Для определения сформированности мотивационной готовности к школе («внутренней позиции» школьника) и оценки направленности ребенка на процесс обучения в школе используются методики Е.П.Ильина.
Для определения готовности к школьному обучению ребенку предлагаются:
- Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека (графический).
- Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я.Йиерасека (вербальные субтесты).
- Тест Г.Витцлака "Способность к обучению в школе".
На приеме обязательно исследуется память ребенка, внимание, мышление, уровень представлений об окружающем мире, мелкая моторика, уровень развития речи.
Квалифицированная оценка готовности ребенка к школе поможет вам узнать, стоит ли идти в первый класс в этом году, есть ли возможность не допустить отставания по любому из аспектов и провести предварительную психологическую подготовку.
Если эта тема важна и актуальна для вас, все ответы на интересующие вопросы вы сможете получить на консультации у врача-психотерапевта Сити-Клиник Невской Наталии Юрьевны.
Записаться на прием вы можете позвонив по телефону 8-800-500-22-33 или на нашем сайте.
Автор публикации, врач:
Ваш ребенок в этом году станет первоклашкой?
Уверены ли вы, что он готов к этому важному событию?
Учиться никогда не поздно
- Мотивационный
- Личностный
- Интеллектуальный.
Что скрывается за каждым из них?
- Первый, мотивационнный аспект – это желание ребенка идти в школу. И не просто идти, а именно за знаниями.
- Второй, личностный аспект, в свою очередь, подразделяется на два компонента: эмоциональный и социальный.
- Третий, интеллектуальный аспект, или интеллектуальная зрелость, подразумевает развитость таких психический функций, как восприятие, внимание, память, интеллект, а также речи и моторики.
Для определения сформированности мотивационной готовности к школе («внутренней позиции» школьника) и оценки направленности ребенка на процесс обучения в школе используются методики Е.П.Ильина.
- Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека (графический).
- Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я.Йиерасека (вербальные субтесты).
- Тест Г.Витцлака "Способность к обучению в школе".
Если эта тема важна и актуальна для вас, все ответы на интересующие вопросы вы сможете получить на консультации у врача-психотерапевта Сити-Клиник Невской Наталии Юрьевны.