Гипотиреоз

Гипотиреоз – заболевание, связанное с недостаточным содержанием гормонов щитовидной железы в организме.

Заболевание встречается чаще у женщин, особенно в пожилом возрасте.
Основными причинами, приводящими к развитию гипотиреоза, являются:
  • операции и облучение щитовидной железы радиактивным йодом;

• прием тиреостатиков - препаратов, блокирующих выработку гормонов;

• заболевания воспалительного и аутоиммунного характера – аутоиммун-ный тиреоидит, подострый тиреоидит и т.д.;

• дефицит йода и, в меньшей степени его избыток;

• врожденное отсутствие железы или дефекты образования гормонов в щитовидной железе;

• Заболевания гипофиза и гипоталамуса, приводящие к уменьшению выработки гормонов, регулирующих работу щитовидной железы – вторичный гипотиреоз.

Недостаток тиреодных гормонов в организме приводит к нарушению работы всех органов и систем. Проявления гипотиреоза не являются строго специфичными для этого заболевания и часто скрываются под маской других болезней. Пациенты лечатся у кардиолога по поводу артериальной гипертонии, стенокардии, атеросклероза. На прием к гинекологу приходят с жалобами на нарушение менструального цикла, бесплодие, снижение потенции. Терапевты сталкиваются с частыми обострениями пиелонефрита, желчекаменной болезни, полиартрита у пациентов с гипотиреозом. Склонность к запорам, плохой аппетит и при этом повышение веса, плохая переносимость холода являются частыми жалобами на приеме у врача. Дерматологи отмечают избыточное выпадение волос, ломкость ногтей, повышенную сухость кожи и развитие грибковых поражений. Заторможенность, сонливость, снижение памяти, склонность к депрессиям заставляют пациентов обращаться на прием к неврологу и даже психиатру.

Симптомы заболевания могут быть почти не заметны, а могут быть ярко выражены, и приводить к угрожающим для жизни последствиям, например, к тяжелой сердечной недостаточности. Многообразие появлений гипотиреоза затрудняет его своевременное выявление и лечение.

Многие пациенты длительное время не подозревают, что причина их болезней кроется в недостатке тиреоидных гормонов. Возможна и обратная ситуация, когда сходные признаки заболевания принимают за гипотиреоз и начинают лечение гормонами, не определив исходную функцию щитовидной железы.

Исследование тиреоидных гормонов для постановки диагноза является обязательным! Наиболее информативным является определение ТТГ – гормона гипофиза, регулирующего работу щитовидной железы. Объем обследования определит врач эндокринолог.

Лечение гипотиреоза проводят синтетическими аналогами тиреодных гормонов – левотироксином и трийодтиронином с заместительной целью. Не стоит бояться «лечения гормонами». В данном случае проводится возмещение недостатка гормонов, вырабатываемых самой железой, так что побочные эффекты от лечения будут минимальны.

В основном используется гормон тироксин в виде лекарственных препаратов: L-тироксин, эутирокс и др. Препарат необходимо принимать утром натощак, желательно в одно и тоже время и как минимум с интервалом в 4 часа от приема других медикаментов.

Щитовидная железа может временно вырабатывать недостаточное количество гормона или постоянно, что зависит от конкретного заболевания и, следовательно, определяет длительность приема тироксина. Так, например, при подостром тиреоидите адекватное образование гормонов может со временем восстановиться, и необходимости в дополнительном приеме гормонов не будет. Однако в большинстве случаев терапия тироксином проводится пожизненно.

Начальная доза тироксина и время достижения полной заместительной дозы определяется индивидуально под контролем самочувствия и уровня ТТГ и зависит от возраста, сопутствующих заболеваний сердца. Большинству пациентов требуется 100-150 мкг, и только некоторым пациентам необходимы большие или меньшие дозировки.

Впоследствии потребность в тироксине практически не меняется в течение жизни, за исключение периодов пубертата (полового созревания), беременности, менопаузы, тяжелых заболеваний и стрессов. Поэтому в обычной жизни достаточно проводить контроль ТТГ 1 раз в год, показатель гормона должен быть в пределах нормальных значений. Уровень ТТГ не зависит от времени забора крови и интервала после приема тироксина.

Особую группу пациентов с гипотиреозом составляют люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями. Начальные дозировки тироксина, необходимые для нормального самочувствия пациента обычно ниже. Увеличение дозировок тироксина также проводится очень медленно в течение нескольких месяцев совместно с кардиологом под контролем ЭКГ и самочувствия.

В практике эндокринолога часто встречаются случаи так называемого субклинического гипотиреоза, когда выявляется повышение ТТГ при нормальных показателях сТ3и сТ4. При осмотре у таких людей проявлений гипотиреоза может не быть или они будут незначительными. Лечить или не лечить субклинический гипотиреоз решается врачом индивидуально в каждом конкретном случае.

Информацию для Вас подготовила эндокринолог ООО «CityClinic» Ю.И. Полякова