Тиреотоксикоз

Тиреотоксикоз – это состояние, при котором поступающее в кровь избыточное количество гормонов щитовидной железы оказывает неблагоприятное воздействие на органы и системы всего организма.

Тиреотоксикоз это не одно заболевание, существуют несколько причин, приводя-щих к развитию болезни, наиболее часто встречающейся из которых является болезнь Грейвса-Базедова или диффузный токсический зоб (примерно у 90% заболевших).

При тиреотоксикозе происходит либо повышенное образования гормонов щитовидной железой, либо повреждение щито-видной железы и поступление сразу большого количества гормонов в кровь из разрушенных клеток.

В первом случае, как например при болезни Грейвса (ДТЗ), в организме образуются особые белки – антитела, которые выборочно действуют на клетки щитовидной железы, заставляя её вырабатывать большое количество гормона.

Во втором случае, например, при тиреоидитах, происходит разрушение клеток щитовидной железы за счет воспаления. При этих заболеваниях тиреотоксикоз носит временный преходящий характер. По мере выздоровления функция железы нормализуется. В дальнейшем, если разрушен-ных клеток оказалось значительное количество, может развиться снижение функцииональной активности железы - гипотиреоз.

Вне зависимости от природы тиреотоксикоза проявления заболевания сходны. Пациенты жалуются на раздражительность, плаксивость, дрожь в теле, повышенную потливость и плохую переносимость жары. Ускоренный пульс, аритмии, повышение артериального давления, мышечная слабость и быстрая утомляемость относятся к частым проявлениям заболевания. Многие пациенты отмечают появление болей в животе и послабление стула, пациетны худеют, несмотря на нормальный, а иногда даже и повышенный аппетит. Примерно у 50% пациентов с болезнью Грейвса (ДТЗ) встре-чаются поражение глаз – офтальмопатия. Глаза выступают из орбит, беспокоит сухость глазного яблока, ощущение песка в глазах, иногда двоение.

Не всегда проявления заболевания ярки и многообразны. На деле часто приходится сталкиваться с немногочисленными симптомами болезни, особенно в пожилом возрасте. Сердцебиение или нарушения ритма сердца, необъяснимая потеря веса, жидкий стул или повышенный аппетит, раздражительность или депрессия часто бывает единственным признаком заболевания.

В некоторых случаях не вся железа, а отдельные её участки - узлы начинают бесконтрольно вырабатывать большое количество гормонов. К заболеваниям, при которых встречается подобная ситуация относятся токсическая аденома, узловой коллоидный и многоузловой коллоидный токсический зоб.

Диагностика тиреотоксикоза основана на определении уровня тиреодных гормонов (сТ3 и сТ4), уровень которых будет повышен и ТТГ, уровень которого будет понижен по механизму обратной связи. Дополнительно проводится УЗИ ЩЖ для уточнения размеров железы, скорости кровотока, наличия узлов. Из дополнительных методов исследования применяют сцинтиграфию щитовидной железы для определе-ния активности всей ткани железы и отдельных её участков – узлов.

Лечение тиреотоксикоза необходимо проводить всегда, вне зависимости от причины, приведшей к его развитию и степени тяжести заболевания.

Лечение болезни Грейвса (диффузного токсического зоба) может быть консервативным (медикаментозным), оперативным и при помощи радиоактивного йода. Последняя методика широко распространена в США, у нас её применяют ограничено, в первую очередь ввиду технических сложностей.

Традиционно наиболее распространенным способом лечения у нас в стране является прием тиреостатиков – препаратов, блокирующих функцию щитовидной железы. Лечение длительное, поддерживающий прием препаратов может продолжаться до 1.5-2 лет, иногда даже дольше.

Проведение лечение требует неукоснительного соблюдения рекомендаций врача и регулярного приема назначенных дозировок тиреостатика. В противном случае возможен рецидив тиреотоксикоза, либо передозировка препарата и развитие гипотиреоза. К сожалению эффект от терапии наблюдается не всегда, примерно у 1/3 пациентов, к тому же могут возникнуть побочные эффекты от приема медикаментов, как например угнетение функции кроветворения. В этих случаях прибегают к оперативному лечению – удалению щитовидной железы. В последующем развивается гипотиреоз, что требует введение тироксина извне с заместительной целью. Подобрать соответствующие дозировки гормона при лечении возникшего гипотиреоза легче, нежели лечить осложнения тиреотоксикоза.

Лечение узловых образований, вырабатывающих повышенное количество тиреодных гормонов оперативное.

Итак, проверить работу щитовидной железы следует, если Вас беспокоит:

• слабость, утомляемость, бессонница, депрессия или повышенная раздражительность;

• повышение артериального давления, боли в сердце, сердцебиение, нарушение ритма сердца;

• повышенный аппетит, снижение веса, послабления стула;

• ломкость волос, ногтей, или повышенная потливость, чувство «комка» в горле;

• любые нарушения менструального цикла, бесплодие.

информацию для Вас подготовила эндокринолог CityClinic Ю.И .Полякова