Врожденная косолапость и метод Понсети

По данным статистики, в мире около 5% детей рождается с врожденными заболеваниями. В целом частота врожденной косолапости составляет 1-2 случая на 1000 новорожденных.

Результаты лечения: до и после
Врожденная косолапость – это деформация стопы, выявляющаяся сразу после рождения ребенка. Косолапость – самый распространенный порок развития стопы, который формируется внутриутробно.

Причины развития косолапости на сегодняшний день до конца не изучены, но считается, что генетические факторы и внешние воздействия на плод, способствуют формированию этой патологии. Одной из причин косолапости является наследственность, если у одного из родителей имеется косолапость, то вероятность её появления у ребенка 3-4%. Эта патология чаще встречается у мальчиков. Может быть как односторонняя, так и двусторонняя деформация стоп.

Морфологической основой болезни считается патологическое разрастание соединительной ткани, вследствие чего нормальная стопа деформируется. Сухожилия и связки становятся плотными и натянутыми. Мышцы становятся короче, уменьшаются в объёме, задняя и внутренняя поверхности стопы сближаются и она заворачивается внутрь и вниз, становится неэластичной, ребенок сам не может повернуть ее в правильное положение.

Рис.1 Результаты лечения: до и после

Почему метод Понсети наиболее приемлем для лечения косолапости?

Преимуществом методики Понсети является то, что деформация стопы исправляется консервативно. Этот подход позволяет избежать нежелательных дегенеративных и рубцовых изменений в суставах стопы, сохранить ее мобильность и силу мышц.

До недавнего времени лечение косолапости осуществлялось с помощью корригирующих гипсовых повязок с последующей неизбежной операцией на суставах стопы с удлинением сухожилий.

Метод Понсети в отличие от традиционных способов лечения имеет высокие темпы коррекции. При своевременном начале уже через 1,5-2 месяца достигается полное исправление деформации. В большинстве случаев для улучшения коррекции требуется тенотомия (рассечение) ахиллова сухожилия. Эта процедура выполняется под местной анестезией. Ахиллово сухожилие восстанавливается полностью, что дает возможность скоррегировать патологический паттерн и придать стопе физиологическое положение.

У детей, при отсутствии сопутствующей патологии, хорошие результаты достигаются в 95% случаев.

Когда нужно начинать лечение:
  • Эффективнее всего в возрасте 7-14 дней
  • дети до начала ходьбы - очень эффективно
  • дети первых лет жизни - эффективно при коррекции всех или большинства видов деформации стопы
Общий обзор лечения косолапости по Понсети
  • манипуляции и гипсование для коррекции деформации
  • манипуляции, тенотомия ахиллова сухожилия и гипсовая коррекция
  • ношение брейсов для удержания коррекции
  • физическая реабилитация
Ребенок после окончания лечения пользуется обычной обувью, нет противопоказаний к спорту и нагрузкам.