Щитовидная железа

Щитовидная железа, как и большинство других эндокринных желез, не-большая по размерам и весит всего 15-20г. Она располагается по передней поверхности шеи чуть ниже гортани, состоит из двух долей – правой и левой, охватывающих трахею полукольцом. Между собой доли соединены небольшой перемычкой, называемой перешейком. По задней поверхности к долям примыкают маленькие, как горошины, паращитовидные железы, по две с каждой стороны.

Общий объем щитовидной железы у женщин не превышает в норме 18 мл, а у мужчин 25 мл. Поэтому, если железа не увеличена, увидеть и прощупать её может только специалист. При некоторых заболеваниях железа увеличивается и значительно, тогда это становится заметным и для самого человека и для окружающих.

Основными гормонами, вырабатывающимися щитовидной железой являются: тироксин (Т4) и трийодтиронин (Т3), они играют важную роль в жизнедеятельности всего организма. В особых клетках железы вырабатывается гормон кальцитонин, который вместе с паратгормоном, синтезируемым в паращитовидных железах, регулирует обмен кальция в организме. Работа щитовидной железы подчинена строгой регуляции со стороны другой железы – гипофиза, который является частью головного мозга. Гипофиз вырабатывает тиреотропный гормон (ТТГ), ко-торый стимулирует работу щитовидной железы.

Эффекты тиреоидных гормонов (имеется в виду Т4 и Т3) зависят от возраста. Плоду и новорожденному эти гормоны абсолютно необходимы для развития всех органов и систем, в первую очередь для формирования головного мозга и психи-ческого развития. Поэтому так много внимания уделяется контролю за функцией щитовидной железы у женщины во время беременности.

У взрослого человека тиреоидные гормоны регулируют так называемый основной обмен, т.е. интенсивность работы каждой клетки, поэтому как недостаток, так и избыток гормонов неблагоприятно сказывается на работе всего организма. От уровня тиреоидных гормонов зависят частота и сила сердечных сокращений, уровень артериального давления, работа желудка и кишечника, деятельность половых желез. Изменение количества гормонов влияет на вес тела, состояние костной системы, кожи, волос, ногтей. Тиреоидные гормоны стимулируют клетки иммунной системы, с помощью которых организм борется с инфекцией. Очень чувствительна к колебаниям уровня гормонов нервная система. Эмоциональный фон, формула сна, настроение, уровень интеллекта, памяти, жизненной активности напрямую зависит от состояния щитовидной железы.

В процессе образования тиреодных гормонов используется микроэлемент йод. Мы ежедневно потребляем его с пищей и водой. Краснодар относится к территориям легкого йоддефицита, т.е. в обычной воде и пище содержится этого микроэлемента меньше, чем требуется организму. Поэтому в рационе должны присутствовать в достаточном количестве продукты богатые йодом: рыба, море-продукты, мясо, молоко, зелень. При приготовлении пищи необходимо использовать йодированную соль. Беременным женщинам, детям, подросткам врач мо-жет назначить дополнительно йод в таблетках.

Всем знакомо слово «зоб», означающее увеличение щитовидной железы, которое может происходить при различных её заболеваниях. Зобом страдает каждый пятый человек в России, большинство из них представительницы слабого пола. Однако понятие зоб означает не только увеличение щитовидной железы. Если в железе находят узлы, то заболевание тоже называют зобом, только уже не диффузным, а узловым. При этом сама железа может быть не увеличена в размерах.

Наличие узлов или увеличение щитовидной железы может сопровождаться нарушением образования основных гор-монов. Повышенная выработка тиреоидных гормонов называется тиреотоксикозом, а недостаточная - гипотиреозом. Отклонения уровня гормонов, как в сторону избытка, так и в сторону недостатка неблагоприятно сказывается на работе всего организма, поэтому требуют медицинской коррекции. Лечение будет зависеть от причин зоба, которые определяет врач.

Основными методами исследования состояния щитовидной железы являются УЗИ, исследование уровня гормонов крови. По показаниям врач также может назначить и другие методы обследования.

В каких случаях кроме обнаруженного увеличения щитовидной железы стоит обратиться за помощью к эндокринологу:

• Появилась слабость, утомляемость, сонливость или наоборот бессонница, снижение слуха, памяти, депрессия или повышенная раздражительность;

• Стало повышаться артериальное давление, появились боли в сердце, сердцебиение, повысился уровень холестерина крови;

• Изменился аппетит, вес стал нарастать или наоборот снижаться, появилась повышенная ломкость волос, ногтей, охриплость голоса, сухость кожи или повышенная потливость;

• Склонность к запорам, любые нарушения менструального цикла, бесплодие;

• А также если у ваших родственников есть заболевания щитовидной железы или другие эндокринные заболевания;

• Если Вы планируете беременность или Вам больше 50 лет;

информацию подготовила для Вас эндокринолог CityClinic Ю.И. Полякова