Эндокринная офтальмопатия: остановим вовремя

Количество заболеваний, находящихся на стыке эндокринологии и офтальмологии неуклонно растет, при этом сами пациенты часто не осведомлены о возможности возникновения осложнений со стороны других систем организма.

Заболевания щитовидной железы, в основе которых лежат аутоиммунные процессы (образование антител), могут сопровождаться поражением глаз, так называемой эндокринной офтальмопатией. К таким заболеваниям можно отнести, прежде всего, диффузный токсический зоб (болезнь Грейвса), аутоиммунный тиреоидит.

Диффузный токсический зоб, или болезнь Грейвса (гипертиреоз, Базедова болезнь, болезнь Перри, болезнь Флаяни) — аутоимунное заболевание, при котором происходит избыточная выработка тиреодных гормонов (90% всех тиреотоксикозов) и их токсическое воздействие на различные органы и ткани.
  • Болезнь Грейвса проявляется повышенной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, слабостью, сердцебиением, нарушением сердечного ритма, дрожью в теле, снижением массы тела, потливостью, нарушением менструального цикла, снижением потенции.
  • Частота заболевания — 1-2 случая на 1 000 человек, преимущественно в среднем возрасте (после 30 лет), причем женщины болеют в 3-5 раз чаще, чем мужчины.

В большинстве случаев эндокринная офтальмопатия диагностируется у пациентов с болезнью Грейвса, причем поражение глаз может развиться в любой момент, как до, так и после ее дебюта.

Причинами нарушения аутоиммунной системы, лежащими в основе развития этого заболевания, могут быть: генетическая наследственность, сахарный диабет, систематическое курение, частые стрессы, хронические инфекции верхних дыхательных путей.

Различают фазу активного воспаления и следующую за ней неактивную фазу эндокринной офтальмопатии.
Симптомы стадии активного воспаления, при которых вам следует обязательно обратиться к врачу:
  • отек век, конъюктивы;
  • покраснение кожи вокруг глаз;
  • «песок» в глазах, повышенное слезотечение, светобоязнь;
  • боль, дискомфорт при движении глаз;
  • выпячивание глазных яблок (экзофтальм);
  • двоение в глазах (диплопия).

Обязательным условием успешного лечения на данном этапе является достижение и поддержание нормальной функции щитовидной железы, а также квалифицированная симптоматическая терапия.

В неактивной фазе офтальмопатии происходит постепенное угасание воспалительного процесса, начинается необратимый рост фиброзных тканей ретробульбарной клетчатки с поражением мышц, зрительного нерва (вплоть до слепоты), развитием стойкого экзофтальма, косоглазия и диплопии. При адекватном лечении во время активной фазы последствия развития офтальмопатии имеет менее выраженный характер.

При неактивной стадии пульс-терапия пациентам не показана, решается вопрос о проведении реконструктивных операций на веках, глазодвигательных мышцах. Для пациентов с тяжелой формой эндокринной офтальмопатии, осложненной оптической нейропатией, рассматривается необходимость декомпрессии орбит.

Комплексный подход — эффективное решение
Комплексная диагностика и наблюдение со стороны эндокринолога Сити-Клиник и офтальмолога офтальмологической клиники «Три-З» позволит выработать индивидуальную, адресную тактику лечения для каждого пациента. От того, насколько своевременно поставлен диагноз и начато лечение, зависит успех лечения данной патологии.

Автор публикации, врач: